В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи
обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся
зрителей.
В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред
ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли
аплодировать.
Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских
граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков
и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли
трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись
над греками.
Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с
неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший
по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и
полакомиться её мясом.
Когда в битве афинян и самосцев часть армии выступила под
предводительством драматурга Софокла (такую честь была оказана ему в
награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось сражаться с
отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург одержал
победу над философом.
Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою
пьесу «Взятие Милета» – о разорении греческого города персами. Она
настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в
наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили
постановку его пьесы.
В греческом театре было лишь три актёра, каждый из которых мог
исполнять несколько ролей. Иногда в качестве курьёза появлялся и
четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой хорега» (так
переводится его имя), поскольку на хорега (то есть спонсора, в качестве
которого выступал богатый гражданин города), ведавшего постановкой,
ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.
В «Антигоне» Софокла поют в разных местах пьесы Антигона и Креонт.
Как же это объяснить, ведь мы знаем, что в античном театре обычно пел
лишь главный актёр, называемый протагонистом? Просто в этом случае
греческий театр поручал протагонисту исполнение соответствующих частей
обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее
смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до того
игравшегося другим актером.
В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии
был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на
представлении собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за
незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками,
стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать
эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не
пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении
комических произведений.
Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы
появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали
лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и
пантомимах.
Греческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене,
соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве
награды венок из плюща. Победивший хорег (спонсор постановки) мог
поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и на
котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга.
Перед представлением трагедий на орхестре (круглой сцене вроде арены
современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали
поросят и кропили их кровью зрителей.
Актёры в Греции выступали в масках, менять которые могли лишь один
раз – в результате перипетии (например, когда царь Эдип у Софокла из
зрячего превращался в слепого).
Филипп Македонский был убит в местном театре.
Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.
За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.
В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и
не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в
полу.
Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих
трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение
всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал
рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования
фонограммы.
В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы – растянутые
трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион.
Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в
финале представления распинали на кресте. В нужный момент актёра
заменяли на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую
казнь на глазах у зрителей.
В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые
они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц –
Феодоре – женился император Юстиниан.
|